Игры и технологии. Почему GTA 3 — до сих пор лучшая игра в серии
На прошлой неделе Rockstar подтвердила переиздание трех игр в серии GTA. Мы вновь увидим третью часть, Vice City и San Andreas. Не подлежит сомнению, что все три игры отличные — но какая из них лучшая? Линар Феткулов считает, что в GTA 3 есть секретный ингредиент, сделавший игру великой и навсегда утраченный в продолжениях.
Оригинальность
На самом деле тут достаточно ровно одного аргумента: она вышла раньше. Я ценю оригинальные идеи примерно так же, как ценится несинтетическая жизнь во вселенной «Бегущего по лезвию». В мире симулякров и симуляции так сложно найти оригинал хоть чего‑то — а тут вот он, настоящий исходник, начало всего. GTA 3 заложила основы управления персонажем и автомобилем, структуру миссий, устройства города и вообще всех прочих деталей не только серии GTA, но и целого наджанра игр с открытым миром. Классика.
Внятный геймдизайн.
Если сравнивать с Red Dead Redemption 2, то GTA 3 устроена примитивно. Нет сотен второстепенных занятий, развлекающих героя; карта мира маленькая, набор оружия скудный. Нельзя даже скупать недвижимость и играть в казино. Есть только деньги и небольшое количество предметов, которые можно на них покупать.
Но у такого минимализма есть и плюс. Ты точно знаешь цену каждой вещи, быстро понимаешь причинно-следственную связь между игровыми элементами и болезненнее ощущаешь наказание за ошибки.
Ты погиб. Очнулся в больнице. Со счета списали деньги. М-16 в магазине теперь не купишь. Придется вкалывать таксистом, чтобы накопить.
Каждый выстрел из Узи дает точь-в-точь такой же урон, что и обычный пистолет, только скорострельность в три раз выше.
Это все очень простые, доходчивые, мгновенно погружающие в игровой мир правила. Сравните с миссией из RDR2, где вы вдвоем с Микой расстреливаете целый город. Даже если прибежать к старту голым, игра все равно подарит вам целый арсенал; если убьют — запустится чекпойнт. Ни у оружия, ни у жизни нет никакого геймплейного веса — это шумный, безответственный балаган, где игровую экосистему принесли в жертву голливудской постановке.
Экосистема, поощряющая творческое мышление.
Именно о подражании Голливуду, как самой вредной привычке, навсегда сбившей серию с верного курса, отлично высказался американский блогер Nakey Jakey.
Он сравнил поздние части GTA с набором лего, где у вас есть инструкция, по которой вы собираете предложенную автором модель. А ранние GTA — это полное ведро кубиков, из которых можно собирать все что угодно, без инструкции. Да, так сложнее, но зато есть полная творческая свобода.
Идеальный пример такого подхода — миссия Farewell Chunky Lee Chong (в ранних двухтысячных расистское коверканье фамилий было в порядке вещей). Это удивительное задание! Прообраз всех современных миссий из Assassin’s Creed, Far Cry или Uncharted. Задача — убить несчастного Ли Чонга. Игрока развлекают всеми силами. Сначала перестрелка. Потом пешая погоня. Потом автомобильная погоня. Потом драка. И, наконец, убийство.
Вместо того чтобы участвовать в этом безобразии, хитрый игрок мог заранее приметить, на какой машине поедет жертва, отвезти перед миссией ее в мастерскую 8-ball, начинить там взрывчаткой, а потом вернуть обратно на место парковки. Ли Чонг взорвался бы еще до начала погони!
Я отлично помню, что и мне в свое время пришла в голову такая идея, только ехать к 8-ball было лень. Но и играть по навязанным геймдизайнерами правилам я не желал. Вместо этого я решил устроить импровизированную баррикаду: заставить проезд с парковки Ли Чонга автомобилями, чтобы на выезде он застрял. Ситуация осложнялась техническими ограничениями 2001 года: чтобы платы оперативной памяти не оплавились от перенапряжения, игра удаляла лишние автомобили из кадра, стоило вам от них отвернуться. Но и это меня не останавливало: я воровал тачку, ставил ее на парковку, а потом бежал спиной вперед, не сводя глаз с растущей баррикады. Примерно через час моих страданий план все-таки сработал: цель застряла в нагромождении машин, я бросил гранату, взрыв, миссия пройдена, где‑то за Атлантическим океаном начал икать геймдизайнер, над чьими трудами только что поиздевались самым противоестественным образом.
There are no comments at the moment, do you want to add one?
Write a comment