Музыка – универсальный язык человечества
(Генри Уодсворт Лонгфелло).
Ученые из Гарварда только что опубликовали самое всестороннее на сегодняшний день исследование, где музыка рассматривается как культурное явление, где делается вывод, что определенные национальные мелодичные особенности имеют тенденцию быть всеобщими для всех народов мира.
Исследование было задумано и ведется Сэмюэлем Мером (Samuel Mehr), научным сотрудником Гарвардской Harvard Data Science Initiative и научным сотрудником по психологии, Манвиром Сингхом, аспирантом кафедры эволюционной биологии человека, и Люком Гловаки, бывшим аспирантом Гарварда, а ныне профессором антропология в Университете штата Пенсильвания.
Является ли музыка всеобщим явлением в мировой культуре? Если это так, то какие музыкальные характеристики пересекаются в разных обществах? Но если это не так, то почему музыка настолько вездесуща и присутствует во всех обществах? Для ответа на эти вопросы понадобился набор данных беспрецедентной широты и глубины. За пятилетний период команда исследовала собрала сотни записей в библиотеках и частных коллекциях ученых всего мира.
Данная тема оказалась настолько актуальной, что проект быстро перерос в широкое международное сотрудничество с музыкантами, специалистами по “большим данным”, психологами, лингвистами и политологами. Опубликованный в журнале Science на прошлой неделе, этот доклад представляет собой самое амбициозное исследование о музыке.
Ученые рассмотрели большинство социальных общностей, по которым имеется этнографическая информация с упоминанием слова “музыка” и было создано в целом 315 онлайн-баз данных. А ядро их дискографии составили 118 песен из 86 культур, охватывающих 30 географических регионов.
Команда исследователей оцифровала этнографический материал и дискографию, которые легли в основу широкой базы данных под названием «Естественная история песни» (Natural History of Song). Они записали подробные данные с характеристиками исследуемых певцов и зрителей, с указанием времени суток и продолжительности пения, наличии (или отсутствия) инструментов и многое другое в тысячах фрагментов песен и этнографического материала. Дискография анализировалась четырьмя различными способами такими, как: машинные сводные данные, рейтинги слушателей, экспертные аннотации и экспертные заключения.
Ученые обнаружили, что в разных обществах музыка ассоциируется с такими основными темами, как уход за ребенком, лечение (знахарство, колдовство), танец и любовь (среди многих других очень важных тем типа отпевание (траур), война, торжественные шествия и религиозные ритуалы). Изучая колыбельные, целительные напевы, танцевальные песни и песни о любви, в частности, они обнаружили, что песни, имеющие общие поведенческие функции (уход за ребенком, любовь и пр.), имеют сходные музыкальные рисунки и особенности.
“Колыбельные и танцевальные песни вездесущи и они очень стереотипны», – сказал член группы, специалист по эволюционной биологии, Манвир Сингх. «Для меня лично танцевальные песни и колыбельные уже в самом предельно широком смысле определяют то понятие, которое мы можем назвать словом “музыка”.”
По мнению руководителя группы, Самуэля Мера, дальнейшее исследование должно быть направлено на то, чтобы раскрыть основные правила всеобщей мировой «музыкальной грамматики». Эта идея на протяжении десятилетий обсуждается в среде теоретиков музыки, лингвистов и психологов музыки , но только сейчас был применен кросс культурный метод анализа многих обществ на основе “больших данных”.
«В теории музыки, например, тональность часто считается изобретением западной музыки, однако наши данные приводят к просматривающейся возможности сделать вывод, что это может быть универсальной чертой музыки», – сказал он. « Это поднимает насущные вопросы о базовой структуре, которая лежит в основе музыки повсюду . И это вопрос о том, в какой степени наш разум предназначен и может создавать музыку!”
There are no comments at the moment, do you want to add one?
Write a comment