С днём рождения, Есенин!
Поэт, чьё творчество вне времени. Сегодня 124 года со дня рождения Сергея Есенина.
Русский поэт Сергей Александрович Есенин родился 3 октября (21 сентября по ст. стилю) 1895 г. в селе Константинове Рязанской губернии, в крестьянской семье.
В 1909 г. окончил Константиновское земское училище и поступил в учительскую школу в Спас-Клепиках. Школа, являвшаяся учебным заведением закрытого типа, находилась в ведении церковных властей и готовила учителей церковноприходских школ грамоты.
Окончив учительскую школу, Сергей Есенин в 1912 г. переехал в Москву, где жил его отец. В начале 1913 г. Есенин начал работать в типографии “Товарищества И.Д. Сытина” – сначала в экспедиции, затем подчитчиком (помощником корректора).
Осенью 1913 года Есенин вступил в гражданский брак с Анной Изрядновой, работавшей вместе с ним в типографии. У них родился сын Юрий, но Есенин вскоре оставил семью.
В Москве Есенин стал действительным членом Суриковского литературно-музыкального кружка, учился на историко-философском отделении Московского городского народного университета имени А. Л. Шанявского.
Первое стихотворение Сергея Есенина (“Береза”) было опубликовано в 1914 г. под псевдонимом Аристон; публикация была в детском журнале “Мирок” (№ 1). Вскоре он стал печататься под собственным именем, сотрудничал с детскими журналами “Проталинка”, “Доброе утро”, газетами “Путь правды”, “Новь”.
В марте 1915 г. Есенин покинул Суриковский кружок и переехал в Петроград, где познакомился с Александром Блоком, Андреем Белым, Владимиром Маяковским.
Стихи Есенина стали появляться в столичных журналах, в начале 1916 года вышел первый сборник стихов Сергея Есенина “Радуница”.
Само название книги “Радуница” нередко связывают с песенным складом стихов Есенина. С одной стороны, радуница (радоница) – это день поминовения усопших; с другой – это слово ассоциируется с циклом весенних народных песен, которые издавна назывались радовицкими или радоницкими веснянками. Поэтический язык уже в ранних стихах поэта своеобразен и тонок, метафоры порой неожиданно выразительны, Есенин чувствует, воспринимает природу живой, одухотворенной (“Выткался на озере алый свет зари…”, “Дымом половодье зализало ил…”).
Сергей Есенин к первому своему сборнику отнесся критически, посчитав, что часть стихотворений печатать не стоило; в 1918 г., при подготовке второго издания “Радуницы”, им было исключено шестнадцать стихотворений (почти половина сборника в первой публикации). Очень требовательно Есенин относился и к названиям своих последующих сборников, среди которых были “Голубень”, “Заренка”, “Преображенье”, “Руссеянь”, “Трерядница”, “Ржаные кони”, “Страна советская”, “Березовый ситец”, “Персидские мотивы”.
В 1916 г. Есенина призвали на военную службу. После Февральской революции он самовольно ушел из армии.
В марте 1918 г. поэт снова поселился в Москве, где выступал как один из основателей группы имажинистов (литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа; основное выразительное средство имажинистов – метафора).
В 1919-1921 гг. Есенин много путешествовал (Соловки, Мурманск, Кавказ, Крым, Туркестан, Бессарабия).
В начале 1920-х гг. в стихах Есенина появились мотивы “развороченного бурей быта” (в 1920 г. распался длившийся около трех лет его брак с актрисой Зинаидой Райх), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстал хулиганом, скандалистом с окровавленной душой, ковыляющим “из притона в притон”, где его окружает “чужой и хохочущий сброд” (сборники “Исповедь хулигана” (1921); “Москва кабацкая” (1924).
Событием в жизни Есенина явилась встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан (осень 1921 г.), которая через полгода стала его женой. Совместное путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке (май 1922 – август 1923), сопровождавшееся шумными скандалами, обнажило их “взаимонепонимание”. По возвращении в Россию они расстались.
В 1924-1925 гг. Сергей Есенин создает наиболее значительные произведения: поэмы “Анна Снегина”, “Песнь о великом походе”, “Гуляй-Поле” (отрывок “Ленин”), “Баллада о двадцати шести”, “Поэма 36”; драматические поэмы “Пугачев” и “Страна негодяев”; большинство “маленьких поэм”: “Русь советская”, “Русь уходящая”, “Возвращение на родину”; цикл стихов “Персидские мотивы” и более шестидесяти лирических стихотворений. Подготавливая в 1925 г. “Собрание сочинений”, из написанных пятнадцати тысяч строк Сергей Есенин отобрал для печати только десять тысяч – “самое лучшее”.
Есенин в очередной раз пытается начать семейную жизнь. 18 октября 1925 года состоялась регистрация его брака Софьей Толстой (внучкой Льва Толстого), но и это брак не был счастливым.
Среди лучших стихотворений поэта последних лет: “Письмо к матери” (“Ты жива еще, моя старушка?..”), “Мы теперь уходим понемногу..”, “Отговорила роща золотая…”, в котором сочетаются и истинно народная песенная стихия, и мастерство зрелого, много пережившего поэта, и щемящая, чистая простота, за которую так любили Есенина.
Самым значительным произведением, которое Сергей Есенин завершил в последние дни своей жизни, является поэма “Черный человек” – страшная в своей горечи, отчаянии, неприятии собственной судьбы и страны, в которой он жил: “…Этот человек проживал в стране самых отвратительных громил и шарлатанов…”
27 декабря 1925 г. поэт написал свое последнее стихотворение: “До свиданья, друг мой, до свиданья, / Милый мой, ты у меня в груди… В этой жизни умирать не ново, / Но и жить, конечно, не новей”.
В ночь на 28 декабря в гостинице “Интернационал” (“Англетер”) Сергей Есенин покончил жизнь самоубийством: утром 28 декабря его нашли повесившимся в номере гостиницы. Однако официальная версия (“самоубийство”) отрицается многими исследователями.
“Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве”, – говорил Есенин. Поэзия Есенина необыкновенна по своей предельной искренности. Как писал Максим Горький, “Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии”.
Тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, удивительно чуткий к земным краскам, звукам и запахам, Есенин был большим и смелым мастером стиха. Его емкие и ошеломляюще свежие образы – почти всегда настоящее художественное открытие.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Дополнительный источник: Краткая литературная энциклопедия, Москва, 1964
There are no comments at the moment, do you want to add one?
Write a comment